пятница, 22 марта 2013 г.

Пора привыкать



«Я мечтал о деньгах, машинах, женщинах, уважении, свободе. Думаю, что я получил все это… более или менее» — эти слова Вито Скалетты, главного героя Mafia 2, лучше всего выражают суть игры. Пускай тут не так уж и много (а точнее, совсем нет) свободы, зато женщин, денег, хорошей музыки, врагов и особенно машин — хоть вагонами грузи.

Пора привыкать

Наверное, вот так раскладывать Mafia 2 на составные части — это самое недостойное, что можно сделать с сиквелом самой кинематографичной игры на PC. Но правда такова — после прохождения в душе не остается ровным счетом ничего, что позволило бы еще семь лет с придыханием ждать следующей части. Я вряд ли через месяц вспомню, как там звали сестру главного героя, или захочу внезапно собрать все фотографии из журнала Playboy, раскиданные по игре. Как ни странно, но Mafia 2 проваливается именно в том, что ждали от нее больше всего, — она не трогает; там некому сопереживать, некого провожать до дома под луной и совершенно некого оплакивать. Человек, досмотревший до конца «Однажды в Америке», «Славных парней» и «Крестного отца», едва ли откроет здесь для себя что-то новое. Кроме неутешительного, но само собой напрашивающегося вывода, что жизнь коротка, нелепа и слишком уж многое в ней никак не зависит от нас.
Игры нельзя начинать с таких откровенно слабых уровней, каким является военный пролог Mafia 2. К счастью, он длится минут десять.
В жизни Вито Скалетты главной направляющей силой всегда был лучший друг Джо, вместе с которым они били витрины в юности. Он же встретил его на вокзале после возвращения с войны (куда Вито был отправлен вместо тюремного срока за кражу), и вдвоем они прошли весь короткий путь по кривой криминальной дорожке.  У героев не так уж много времени (все пятнадцать глав проходятся максимум часов за 10), поэтому и на моральные терзания его просто не остается. В отличие от таксиста Томми Анджело с его честными-пречестными голубыми глазами, Вито — настоящая шпана и не гнушается выполнять грязные поручения толстого, словно навозный жук, председателя рабочего профсоюза, а в какой-то момент легко соглашается поучаствовать в торговле героином. Все это, конечно, очень расходится с образом непутевого сына из религиозной семьи, который может возникнуть у нас после нескольких первых глав игры. Но в Mafia 2 не только на заправках и в магазинах работают абсолютно одинаковые персонажи — здесь даже главные герои выписаны из рук вон плохо. Вито всю игру с каменным лицом делает только то, что ему говорят (один раз, правда, срывается спасти жизнь старому мафиози, которому был многим обязан), Джо ни разу не выходит за рамки простоватого плейбоя, любителя ярких рубашек и борделей, а остальные персонажи умирают или исчезают даже раньше, чем успеваешь запомнить их имена.

Мамбо итальяно

Неважно, что в Эмпайр-Бэй толком нечем заняться, — город интересно даже просто рассматривать.
При этом первая и вторая половина игры поразительно контрастируют друг с другом по уровню проработки и погружения. В самом начале Mafia 2 выглядит словно лучшая игра на свете — ее любишь уже заранее, несмотря на простенький и топорный военный эпизод в стиле Call of Duty, который хочется промотать как можно быстрее. Зимний Эмпайр-Бэй в рождественских гирляндах, снег, медленно падающий под музыку Дина Мартина, и Вито в военной шинели, возвращающийся в родной итальянский квартал, — эту сцену хочется растянуть настолько, что невольно сбавляешь шаг и охотно заговариваешь со случайными прохожими. В забегаловке около дома окликает старая подруга, которая на вопрос «как дела?» отвечает, что собирается готовить ужин для мужа и двух детей. Слушая ее глупое щебетание в духе «естественно, я вышла замуж, ведь мне  уже 21 год!», особенно остро чувствуешь, что Вито, со своими военными наградами и шинелью, чужой на этом празднике жизни.
Кат-сцены в Mafia 2 очень красивы, но полностью лишены динамики и актерской игры. Спасают только голоса (держитесь подальше от русской версии).
Второй раз просветление наступает лишь примерно посередине игры, когда, загремев в тюрьму за одну неудачную операцию с госсобственностью, Вито проводит там шесть лет. Он — даже не член мафии, а всего лишь мелкий гангстер, который одним боком успел поучаствовать в делах больших людей. Никто не знает его имени, не наймет ему всесильного адвоката и не устроит побег из тюрьмы. Выйдя на свободу, Вито обнаруживает, что за время его отсутствия в мире успели изобрести рок-н-ролл, выросшая в мирное время молодежь ходит в ярких жилетках и с набриолиненными волосами и обнимается в стремительных хромированных кабриолетах, пришедших на смену медленным лупоглазым предвоенным машинам. Если в первой части годы текли незаметно, а вокруг нас менялись только автомобили (да и то как-то постепенно), то здесь мгновенный переход от хмурых, заснеженных 40-х в кричаще яркие 50-е просто ослепляет своей неожиданностью. Вдобавок этому предшествует невыносимо длинный эпизод, проведенный в окрашенных гадко-зеленой краской коридорах тюрьмы (кто бывал в российских военкоматах и больницах, поймет, о чем я), что лишь усиливает эффект. В этот момент просто физически хочется вздохнуть полной грудью, включить радио, сесть за руль и гнать, гнать на полную катушку навстречу новой жизни.

Просто рутина

Почему-то разработчики решили, что им хорошо удаются драки, и напихали их почти везде.
Тем более что вездесущий Джо как раз обещает ее устроить — он везет друга в бордель, знакомит с капорегиме одной из влиятельных семей, благодаря которому их обоих принимают в мафию. Вито обзаводится новым домом и машиной, сорит деньгами, а мы в счастливом неведении полагаем, что все предшествующие события были лишь большим-большим прологом, а вот сейчас начнется настоящая игра. С интересными персонажами, необычными поворотами сюжета и разнообразными миссиями. Но когда в десятый раз просыпаешься от треска телефона в прихожей, одеваешься, хватаешь машину и после долгого-долгого перегона и пары статичных кат-сцен получаешь очередной заказ на устранение неугодного семье человека с итальянской фамилией (как его там — Чиполлино, Челентано, Берлускони?), потихоньку понимаешь, что это и есть вся игра. В отличие от первой части, которая постоянно выдавала что-то неожиданное, предлагая то поучаствовать в настоящих гонках, то проводить до дома симпатичную дочку бармена, Mafia 2 почти не умеет удивлять.
Семьдесят процентов игры занимают простые перегоны из точки А в точку Б (погони случаются пару раз за игру, полиция особо не досаждает), иногда сопровождающиеся тиканьем таймера. Ну а оставшиеся тридцать — довольно простой, даже примитивный по сегодняшним меркам экшен от третьего лица с укрытиями и полным отсутствием удовольствия от стрельбы (врагам не помешала бы реалистичная физика тел, а оружию — нормальная отдача). От сравнения с каким-нибудь Kane & Lynch 2: Dog Days спасает только то, что в важных для сюжета местах перестрелки все-таки очень здорово срежиссированы: подстреленные враги падают через перила (все анимации заранее просчитаны), колонны разлетаются на куски, а машины взлетают на воздух от одного попадания в бензобак.

Заводи мотор, Вито

Полиция в Mafia 2 больше не пугает так, как раньше, — оторваться от фараонов не составляет никакого труда. Главное — не выходить из машины.
Такой расклад объясняется очень просто — машины в игре сделаны чуть ли не лучше всего остального. Кроме того, что к этому располагает сама эпоха (обязательно посмотрите наш материал со сравнением игровых моделей и их реальных прототипов), так еще и управлять ими — одно удовольствие. Езда по скользкой дороге на медленных и тяжелых машинах чем-то напоминает балансирование на канате: стоить чуть ошибиться — и неуправляемый чемодан уже оказался на встречной полосе. Разумеется, для того, чтобы не лишать себя этого удовольствия, необходимо включить в настройках игры «симуляторную» физику. Моделей машин на этот раз не так много — всего 37, но каждая проработана с маниакальным вниманием к деталям (не хватает только вида из кабины) и узнается даже по звуку. Словом, если рассматривать Mafia 2 как симулятор машин эпохи 40-50-х годов, то равных ей в этом нет.
Как, впрочем, и во внимании к деталям. Некоторые почему-то ставят игре в вину полное отсутствие активности и побочных заданий в городе, но кому нужно заниматься перегоном угнанных машин и грабежом магазинов, если каждая подворотня, каждый фасад в Эмпайр-Бэй вылеплены вручную? Во время миссий то и дело оглядываешься по сторонам, поражаясь детализации интерьеров, а спускаясь по лестнице, можно встретить подслушивающую под дверью уборщицу, которая тут же смущается от нашего появления. Понятно, что все эти мизансцены заранее просчитаны и происходят почти исключительно на нашем пути, но дотошности 2K Czech не перестаешь удивляться даже во второй и третий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий